По определению, садовые мостики обеспечивают безопасный и комфортный переход через пруд, ручей или овражек. Но в ландшафтном дизайне их роль не сводится к одной лишь к коммуникационной функции. Мостики не только соединяют берега – они оживляют пейзаж, привносят в него романтичную нотку и, зачастую, являются доминирующими элементами тематической композиции.
В японском саду садовый мостик служит носителем философской идеи. «Зигзаг» из восьми звеньев («восьми мостов») символизирует восемь добродетелей. Помимо этого, в водоемах устанавливают пошаговые мостики из покатых валунов или стилизованных под камень бетонных плит. Сады чайной церемонии украшают ажурными мостовыми арками ярко кораллового цвета.

В английских пейзажных парках торжествуют благородные палладианские (палладиевы) мосты, названные в честь их архитектурного «отца» — знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио. Мостовое полотно опирается на арочные опоры разного размера. Ограждением служит монументальная колонная галерея с изысканной каменной балюстрадой. Мраморный мост в Царскосельском парке (Санкт-Петербург), построенный по проекту русского архитектора В.И. Неёлова, — классический образец палладианского стиля в мостостроении. В укромных уголках английского пейзажного ландшафта через ручьи и протоки перебрасывают миниатюрные «горбатые» мостики из камня или дерева. Такие сооружения часто соседствуют с таинственными гротами или «развалинами старинного замка» — атрибутами неоготического направления в садово-парковом искусстве. Для ландшафтов в стиле модерн характерны изящные кованые мостики с растительным декором, перекликающиеся с решетками ограды, беседок, садовых павильонов, пергол и шпалер. На береговых опорах устанавливают стилизованные металлические скульптуры и цветочные вазоны причудливых очертаний.

Большой популярностью пользуются рустикальные (деревенские) садовые мостики. Они прекрасно вписываются пейзажные ландшафты, особенно в стиле прованс, кантри, голландском стиле. Подобные мостики сооружают из половинок бревен, цельного бруса, искусственно состаренных досок, а в качестве ограждения используют жерди или ивовый плетень.

По конструкции садовые мостики подразделяются на балочные, арочные, подвесные и комбинированные. Для оформления сухого ручья или декоративного водоема вполне подойдет готовое изделие. Компактный балочный или арочный садовый мостик пролетом до трех метров можно купить в специализированных фирмах или в строительных гипермаркетах. Такие изделия сами по себе достаточно устойчивы и не нуждаются в усиленном крепеже. Их устанавливают забетонированные площадки или прямо на примыкающее дорожное полотно. Для подстраховки готовые мостики фиксируют к забитым в землю деревянным кольям или стальным стержням (трубам).

Ответственные сооружения строят по профессионально выполненному проекту, учитывающему нагрузки и воздействия на мостовое полотно и опоры, рельеф участка, ширину водоема, тип грунта и другие факторы. Ведь одно дело – декоративный садовый мостик для красоты и совсем другое функциональное мостовое сооружение, предназначенное, помимо прочего, и для перемещения транспортных средств (самоходной садовой техники, тележек, малотоннажных грузовых автомобилей). По результатам расчетов и анализа конкретной ситуации, инженер-конструктор принимает решение относительно технологии строительства вообще и типа опорной конструкции в частности.
Садовые мостики в основном сооружают из водостойких пород дерева: лиственницы, дуба, тика и ипе – разновидности красного дерева. Если нужно создать переправу через широкую протоку, то используют стальной прокат: швеллеры, уголки, двутавры, а также рифленые стальные листы (для настила мостового полотна). «Каменные» мосты обычно имеют железобетонную структуру, облицованную натуральным или искусственным камнем.
Мостовые опоры возводят на начальном этапе благоустройства участка или создания водного объекта. Стойки рамных (балочных) мостов заделывают в монолитные железобетонные «стаканы». В сложных гидрогеологических условиях используют сваи – из железобетона, реже из дерева. В последние десятилетия опоры мостов делают на основе винтовых свай. Такие изделия представляют собой отрезок стальной трубы с заостренным концом и приваренной в нижней части лопастью. Сваи вкручивают в грунт вручную с помощью простого рычажного приспособления (иногда задействуют специальную технику). Затем в свайные винты опускают усиливающие кассеты и заливают бетонную смесь. Когда бетон затвердеет к верхнему концу сваи приваривают оголовок в виде стальной плиты, который служит опорной площадкой для стоечных или арочных элементов моста. При сооружении многопролетных мостовых конструкций особое внимание уделяют примыканию пленочного дна к промежуточным опорам. Чтобы не допустить протечек и сохранить целостность гидроизоляционной мембраны, стыки обрабатывают суперэластичными, водостойкими герметиками и жидкой резиной, а также применяют фирменные защитные средства.

Когда нет возможности установить промежуточные опоры, сооружают подвесной мостик, пешеходную часть которого удерживают стальные канаты, затянутые в пилоны – особые береговые опоры. Устойчивость мостового полотна обеспечивается разными способами, в том числе с помощью демпфирующих устройств, которые предотвращают раскачивание мостика при прохождении по нему нескольких человек.
Все изображения и материалы использованные в статье носят информативный характер и не являются рекламой