Стиль модерн

Стиль модерн

Модерн – это русское название эстетического направления, возникшего в европейских странах на рубеже XIX и XX веков. Во Франции его называли стилем ар нуво, в Австрии – Сецессионом, в Германии – Югендстилем, а в Бельгии – стилем Двадцати.

ПАРИЖ_02_01-1
Здание в стиле ар нуво в Париже, Франция. Архитектор Жюль Лавиротт.

В Италии модерн нарекли растительным стилем. Цветочный декор – один из важнейших компонентов этой художественной концепции. Черные розы, теряющие лепестки ирисы, будто фарфоровые лилии, пионы, нарциссы и тюльпаны переплетаются в причудливые венки и букеты. В дизайне отражаются поэтические строчки великих поэтов серебряного века: «О яд мечты фиалок, o crème de violette…» (Игорь Северянин); «Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи», «Дымные ирисы в пламени, словно сейчас улетят» (Александр Блок) На севере Апеннинского полуострова– в Милане и Турине – магазины британской фирмы «Liberty & Co» и других городах на севере Италии прижилось другое название – «либерти». Кстати, культовое английское движение «Артс энд крафтс» («Искусств и ремесел») – предтеча эпохи модерн. Его идейный вдохновитель Уильям Моррис призывал вернуться истокам и отказаться от обезличенного машинного производства. В трансформированном виде эта идея стала тем творческим зерном, из которого выросла парадигма модерна, как бы не назывался этот стиль в разных странах. Новое искусство (дословный перевод французского ар нуво – art nouveau) провозглашало свободу самовыражения на базе сложившегося веками художественного порядка. Оригинальная трактовка классических канонов, стремление к новому, небывалому, применение природных форм и образов – характерные черты национальных ответвлений модерна. Над входом выставочного зала Сецессиона в Вене начертан лозунг австрийских модернистов: «Искусству – его свободу, эпохе – её искусство». Но красноречивее всяких слов эстетические принципы стиля провозглашает декор этого замечательного здания, в котором на месте колонн «растут» деревья с вьющейся кроной и похожими на цветы листьями. Изысканные картины природы, живая фактура фасадов и внутренней отделки, огромные окна с вьющимися переплетами и витражными створками создают атмосферу элегантной роскоши и романтического индивидуализма. Эпоха модерна предопределила современные стандарты высокотехнологичного дорогостоящего комфорта. Смелые конструктивные решения изменили традиционные планировочные схемы. В домах появились монументальные лестничные композиции, двусветные гостиные и библиотеки, внутренние дворики под стеклянными крышами, эркеры с панорамным остеклением, грандиозные порталы с раздвижными или складывающимися дверями. Пространственная структура часто развивается вокруг парадной лестницы. Комнаты имеют отдельные входы, но при этом включены в естественное кольцевое движение по этажам здания. Почти во всех помещениях есть выходы на балконы, внешние галереи или просторные террасы на дворовом фасаде. С легкой руки французского архитектора Эктора Гимара – основоположника стиля ар нуво и автора знаменитых входных павильонов парижского метро – в моду вошли ажурные кованые решетки. Выразительные чугунные ограждения стали одним из узнаваемых символов стиля модерн.

Листья пальмы в кованом ограждении дома Висенса в Барселоне, Испания. Архитектор Антонио Гауди

Рациональная планировка и эмоциональный декор сочетаются с глубокой проработкой всех деталей и эргономичностью остановки. Великий каталонский зодчий Антонио Гауди лично занимался дизайном предметов интерьера вплоть до дверных ручек и лестничных поручней. Созданные им в Барселоне знаменитые дома Мила, Батльо и Висенс признаны мировыми архитектурными шедеврами и высшими достижениями стиля модерн.

Новаторские приемы позволили обеспечить вспомогательные помещения естественным освещением, что позволило превратить обыкновенную гардеробную в швейную комнату со всем необходимым для ухода за вещами оборудованием, кладовку – в чемоданную с разложенными по полочками вещами для путешествий и аксессуарами для поездок по городу в ненастную погоду, велосипедами, детскими колясками и спортивными принадлежностями. Чердаки приобрели статус полноценных служебных этажей, на которых располагались баки с водой, прачечные и хорошо проветриваемые коридоры для сушки белья. Особое внимание уделялось инженерному оснащению зданий. Ванные комнаты в модернистких домах начала прошлого века по уровню удобств практически не уступают сантехническим помещениями нашего времени.

Слева дверь в доме Батльо в Барселоне, Испания. Авторский дизайн архитектора Антонио Гауди. Латунная дверная ручка повторяет очертания обратной стороны сжатой ладони.

Справа Casa Comalat является модернистское здание, расположенное на проспекте Диагональ нет. 442 и с задним фасадом на корсиканской улице нет. 316 в Барселоне, проект 1906 года.

Свобода в рамках разумного послужила стимулом для развития нового подхода к функциональности. В этот период в дорогих особняках начали устанавливать лифты, кабины которых напоминали отделанные деревянными панелями английские кабинеты. Архитекторы активно использовали прогрессивные достижения при проектировании систем отопления и вентиляции. Многие из них и поныне не утратили своей актуальности.

Дом Бальо (Casa Batllo, Барселона, Испания) – Архитектор Гауди.

В начале третьего тысячелетия у модерна открылось второе дыхание. Его принципы помогают решать функциональные задачи в комплексе с оптимальной для конкретной ситуации организацией пространства. Современный модерн – это красиво, высокотехнологично, комфортабельно, стильно и очень дорого.

Особняк С.П. Рябушинского в стиле русского модерна, Москва. Архитектор Ф.О. Шехтель
(Visited 144 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Закрыть меню